Последовательное выполнение всех этапов и соблюдение рекомендаций по укладке плитки обеспечивают длительную эксплуатацию и эстетичный вид мощеных участков.
Этап 1-й. Подготовка проекта
- Определяют размер участка мощения тротуарной плитки в соответствии с его зонированием.
- Устанавливают нагрузки на поверхность различных зон мощения.
- Определяют условия поверхностного водоотвода и потребности дренажных систем.
- Рассчитывают количество тротуарной плитки, бордюров и других элементов по типу и цвету в соответствии с дизайн-проектом.
Этап 2-й. Подготовка основы
- Снимают верхний слой гумуса и плодородной почвы. Подвижную почву дополнительно уплотняют и перекрывают геотекстилем, тщательно очищая от корней деревьев и остатков растений.
- Обеспечивают дренажную грунтовую основу с необходимой проницаемостью стоков.
- При необходимости увеличивают почвенную насыпь путем подсыпки щебня грубой фракции.
- Проводят дренажные работы, чтобы снизить уровень грунтовых вод (если он выше уровня укладки покрытия).
- Снятие верхнего слоя почвы проводят с учетом толщины основы. После окончания работ лицевая поверхность плитки должна быть вровень с участком. В зависимости от назначения участка и особенностей почвы слои основы могут быть разными.
Этап 3-й. Планирование и разметка участка
- Разбивают территорию на отдельные участки колышками или металлическими штифтами, обозначая верхний край брусчатки или бордюров. Наклон поверхности проектируют в зависимости от канализационных коммуникаций, однако рекомендуется устанавливать его в пределах 1,5—2°, что соответствует 1,5—2 см на метр длины.
- Выравнивают грунтовое покрытие котлована, используя до 10 см слоя крупнозернистого песка и утрамбовывая дно специальным оборудованием (виброплитой). Границы котлована фиксируют бортами, бордюрами или бетонными столбиками, между которыми будут укладывать тротуарную плитку. Для надежности бордюры устанавливают на цементно-песчаный раствор.
Этап 4-й. Обустройство несущего слоя
- Для несущего слоя используют мелкий гравий или щебень фракции 5—20 мм или 5—40 мм. Его толщину для мест постоянного движения автотранспорта обязательно определяет проект. В зависимости от класса дороги он может быть толщиной от 30 до 90 см, для пешеходных зон — 15—20 см, для паркингов или участков, предназначенных для проезда автотранспорта, — 20—30 см. Чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность, основу уплотняют на 20% от начальной толщины.
- Для верхнего слоя основы используют материал с промежуточной фракцией между зернистостью подстилающего и несущего слоев, чтобы предотвратить их смешивание в процессе эксплуатации.
- Несущий слой укладывают на уплотненный грунт. При нестабильности почвы на него укладывают специальную ткань — геотекстиль (материал, который не дает основе оседать и одновременно свободно пропускает воду).
Этап 5-й. Обустройство подстилающего слоя
- Для подстилающего слоя используют песок и мелкий щебень (отсев фракции 0—5 мм). Его толщина должна быть от 2 до 5 см. В особых случаях, например при мощении автобусных остановок, въездов и т. п., возможно добавление вяжущего материала — цемента (в соотношении от 1:7 до 1:8).
- На участках, которые не будут подвергаться воздействию погодных условий (под навесом или внутри помещения), для подстилающего слоя используют предварительно увлажненный цементно-песчаный раствор.
Этап 6-й. Укладка брусчатки
- Мощение начинают от края обустроенной поверхности или зафиксированного бордюра равномерными рядами согласно профилю укладки. Направление движения — от краев территории к центру.
- Для обеспечения равномерного распределения плитки укладку каждого ряда контролируют с помощью шнура или нити.
- Ширину швов контролируют с помощью специальных фиксаторов: она не должна превышать 3—5 мм при заполнении швов песком и 8 мм, если их фиксируют раствором или мастиками.
- Недопустимо укладывать брусчатку без швов, так как это приводит к сколам ребер из-за температурных и силовых нагрузок. Также нельзя начинать эксплуатацию покрытия до обустройства швов.
- Плитку мостят поперек или под углом к направлению движения, если участок предназначен для транспорта. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки, уменьшает шум от колес и предотвращает смещение брусчатки вдоль швов.
- Зачастую брусчатку укладывают из нескольких поддонов одновременно, потому что из-за особенностей технологии производства в разных партиях могут быть незначительные различия оттенка.
- Запас плитки просчитывают, ведь часть будет использована для подрезания.
Этап 7-й. Обустройство швов
- После завершения укладки расстояние между соседними камнями, так называемые швы, заполняют. Для этого выбирают материал, который обеспечит эластичную передачу нагрузки между конкретными элементами. Рекомендуется использовать сухой мытый песок с размером зерен 0—2 мм.
- Швы заполняют песком, втирая его щеткой с мягким ворсом. Затем заливают водой для хорошего оседания и уплотнения.
Этап 8-й. Уплотнение покрытия
- Поверхность уплотняют вручную — резиновым молотком до устойчивого состояния. Для брусчатки с фаской допустимо использовать уплотнение виброплитой весом до 200 кг, с силой удара не более 20 кН и с обязательным амортизирующим резиновым покрытием на подошве прибора толщиной не менее 1 см.
- Уплотнение выполняют равномерно от краев к центру, до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После уплотнения возможно повторное заполнение швов и оголенных участков.
Итак, основные рекомендации по укладке брусчатки:
- Выбирайте плитку нужной высоты с учетом нагрузки во время эксплуатации.
- Обеспечивайте усиленную основу под бордюры.
- Завозите тротуарную плитку на строительную площадку после окончания всех подготовительных работ.
- Тщательно выбирайте исполнителя работ. Не пытайтесь обойтись своими силами: процесс мощения требует опыта и дорогостоящего специального оборудования, которое имеет только команда профессионалов.
- Укладывайте плитку из разных паллет одновременно.
- Придерживайтесь рекомендаций по эксплуатации и уходу.